Ульи у многих пасечников Точильного на личных подворьях. Но даже это не спасает пчел от ядов, которыми сельхозтоваропроизводители обрабатывают свои поля, потому что поля сейчас тоже рядом с домами.
Михаил Нартов чуть не плачет: около каждого улья (а их у него 60) – черная горка погибших пчел. Рассказывает, что 18 июня поздно вечером видел трактор на горке, что напротив его усадьбы, - видимо, он обрабатывал рапс. А утром пошел к ульям и схватился за голову - прилетные доски усыпаны дохлыми пчелами.
- Я молю Бога, чтобы матка уцелела. Без матки пчелосемьи не будет, - говорит пчеловод. Он подавлен, растерян..
-Ну нельзя так. Я понимаю, у них бизнес, но мы тоже люди. Он начал рапс обрабатывать, и даже не позвонил, не предупредил, чтобы бы хоть немного прикрыть их.
Фермеров в Точильном много. Их поля кругом. Пчеловоду со своими ульями и бежать-то некуда. Михаил Нартов показывает письмо одного из руководителей хозяйств. В нем сообщается, что хозяйство будет возделывать рапс и планирует его обработку с апреля по август!!! А по закону обязаны за 3 дня предупредить и не через объявление в газете, а так, чтобы узнал и услышал каждый.
Такая же жуткая картина и у его соседей – пчеловодов Ключевых. Фаина Ключева рассказывает, что 19 июня в 6 утра на пасеке стоял пчелиный гуд
- Я пошла, и пчелы меня стали кусать. Смотрю, летит пчела к улью и падает, взлетает – и на меня. Я мужа разбудила: что-то не так с пчелами…
Лишь через несколько дней, в которые были сильные ливни, пчелы снизили свою агрессивность, и стало можно выходить во двор. На самой пасеке у каждого улья – горки погибшей летной пчелы.
Фаина Ключева говорит, что найти виновных так и не удалось:
- Как начали сеять рапс и сою, так и начались потравы пчел. Раньше мы на это закрывали глаза, потому что гибла лишь часть пчел, а сейчас все подряд. И мы не знаем, что будет дальше. До осени они еще не раз будут обрабатывать свои поля.
Пасечник Петр Богданов живет на другой стороне деревни. Он рассказывает, что рядом поле СПК «Точильное». Нынче хозяйство обрабатывало это поле от сорняков. Пчела на препараты от сорняков обычно не реагирует, значит, или препарат некачественный или доза была большой.
Прошла неделя, никто не обследовал пасеки и ульи пострадавших точилян, никто не искал виновных и не определял ущерб. Частично виноваты в этом сами пасечники. Они должны были написать заявление в полицию, главе сразу же… Но не сделали этого. Кто-то позвонил в край. Из края - в район. Когда специалист районного управления сельского хозяйства начал разбираться, время было уже упущено, а после дождей определить, что за препарат привел к гибели пчел, вообще проблематично…
К сожалению, случай потравы пчел в Точильном оказался не единичным. Сегодня утром тревогу подняли пчеловоды Сычевки. Они сразу и в полицию заявление написали, и специалистов районных вызвали… Удастся ли им в итоге получить официальную справку о размере материального ущерба, чтобы потом требовать его возмещения? Не известно. Больших надежд никто не питает.
|