25 марта отмечается День работника культуры. Как живется сегодня сельским работникам культуры? Этот вопрос мы адресовали Елене Кузнецовой, директору Ануйского учреждения культуры. В культуре она трудится уже почти четверть века.
- Елена, вы же горожанка. Помните свои первые впечатления от сельского клуба?
- Я занималась в Бийском дворце культуры, сейчас это ДК БОЗ. Когда переезжала на постоянное жительство в село, думала, что там такой же дворец культуры. А оказалось, что это не очень большое здание 1961 или 1967 года постройки. Причем строили его как Дом животновода при совхозе. Я испытала настоящий шок, когда увидела пианино: в нем отсутствовали некоторые клавиши и он издавал ужасный звук. Мне было трудно к нему привыкнуть. Еще труднее было членам вокальной группы, с которой я работала. До меня они пели под гармошку, а я аккомпанировала им на пианино. Помню, как они говорили: «Уберите ее вместе с пианино».
Отношение ко мне было не очень серьезное. Оно поменялось, когда мы выступили в районе на смотре-конкурсе и заняли второе место. После этого люди приняли и поняли меня.
- Если говорить об участниках самодеятельности, зрителях, что изменилось за последние годы?
- Участники самодеятельности как ходили, так и продолжают с удовольствием ходить в Дом культуры. Зрителей было много, потом люди перестали активно посещать мероприятия, в последний год народ снова потянулся в дом культуры. . Может быть, люди устали от телевизора.
Самые разительные изменения происходят с молодежью. Было время, когда мы 3 раза в неделю проводили дискотеку, сейчас - один раз. Молодежь стала пассивной. Ничего она не хочет, ничем ее не заинтересовать. Раньше молодые люди сами сочиняли сценарии, активно в них участвовали Сегодня даже танцевать не хотят. У каждого сотовый телефон, в этих сотовых телефонах и сидят. Бывает, что на дискотеке никто не встанет, и что называется, ногой не дрыгнет.
А вот люди старшего поколения любят к нам ходить, для них это общение – как воздух.
- Что самое трудное в работе сельского культработника?
- В городском учреждении культуры большие штаты работников. Танцами там занимается один, театрализацией – другой, режиссурой – третий … А здесь ты один и должен заниматься всем: И сценарии писать, и режиссером быть, и костюмы шить, а еще быть оформителем, билетером и даже, если нужно, вышибалой. Хорошо, что музыкой помогает заниматься Ирина Скрипкина из Старотырышкино.
Добрые люди работают в будни, а в праздники отдыхают. Мы, культработники, и в праздники, и в будни работаем. Иногда и в 9, и в 10 часов вечера домой уходишь, в новый год – на работе до 4-х утра.. Но доказать нашему районному финкомитету, что у нас ненормированный рабочий день мы не можем.
- А какая у вас зарплата?
- Зарплата низкая. Я имею большой стаж работы и максимальный 13 разряд, и получаю на руки 8 300 рублей. Кроме того, нам платят стимулирующие. . Сейчас они небольшие – 3 тысячи рублей - в квартал, т.е. по одной тысяче в месяц. Плюс 700 рублей коммунальные. Те, у кого стаж работы небольшой, получают мизерную зарплату.
- Прошлый год был объявлен Годом культуры. Что он изменил?
- Мы этот Год культуры очень ждали. Надеялись, что в этот год в районе пройдет централизация учреждений культуры, потому что сельским советам содержать нас все тяжелее. Во многих районах края пошли по пути централизации, а у нас никакого движения. Я этот вопрос задавала главе администрации района Л.В.Моисеевой. Его надо обязательно решать, потому что ежегодно идет сокращение финансирования культуры сельских поселений. В этом году нам зарплату обсчитали только на 11 месяцев, а на 1 месяц каждый работник культуры Ануйского сельсовета должен взять отпуск без содержания. Причем, сначала зарплата культработников просчитывалась только на 10 месяцев и нам предлагали уходить в отпуска без содержания на 2 месяца. Такая обида меня тогда взяла, я встала и сказала: я первая 1 декабря уйду в отпуск без содержания на 2 месяца, как хотите, так и проводите новогодние праздники. В результате, нам зарплату заложили в бюджет не на 10, а на 11 месяцев.
За централизацию учреждений культуры я всегда выступаю еще и потому, что в этом случае, мы будем получать зарплату не из сельского, а из районного бюджета. В получении зарплаты стало бы больше стабильности. В сельсовете случаются перебои с выплатой зарплаты, бывает, что дают лишь аванс. Прошлым летом, не знаю уж по какой причине, мы несколько месяцев только эти небольшие авансики получали.
Но все эти надежды в Год культуры не сбылись, каких-то серьезных улучшений я не заметила.
Раз даже на зарплату не хватает, то об оборудовании, финансировании мероприятий уже и речи нет. Чтобы провести мероприятие, приходиться обращаться к спонсорам.
Обращаемся, конечно, и к власти. Четыре года назад я писала письмо губернатору края А.Б.Карлину с просьбой помочь в ремонте здания, и он помог. Мы вошли в краевую программу ремонта учреждений культуры. В 2012 году поменяли систему отопления, крышу окна, двери.
Теперь появилась новая проблема - разрушаются наружные стены. Стены трескаются, штукатурка глыбами отваливается. Я уже не знаю, куда обращаться. Обращалась и к Карлину, и к Трепакову, и к Лещенко.
У нас сократили водителя, в Старотырышкинском клубе сократили техничку, и работники культуры там теперь вынуждены сами полы мыть.
Про техничку хочу сказать особо. При начислении зарплаты техничкам обсчитывают только площади, которые они моют. Наведение порядка вокруг Дома культуры – в зачет не идет. А ведь именно там самая грязь. Раз наведение порядка вокруг здания в обязанности технички не входит, то кто тогда должен это делать? Получается, что мы, культработники. А у нас территория 60 соток. Весной, выскребая и выметая мусор, мы чуть не помираем на этой площади.
- А может, и не нужны сельские дома культуры?
- Я сколько раз на уровне района говорила: вы лучше закройте нас и не мучайте. Культура, образно говоря, итак всегда на коленках была, а сейчас мы лежим. У нас никаких улучшений условий труда. Мы не просто существуем, мы уже хуже, чем существуем. Приходится придумывать такие мероприятия, чтобы не потратить ни одной копейки. Это очень сложно. В нашей культуре работают только патриоты. Многие, столкнувшись с этими трудностями, бросают работу. Поэтому в культуре большая текучка кадров.
- Что вас держит в культуре?
- Моя душа здесь. Мне нравится моя работа, она очень интересная. Раза два я хотела поменять место работы, но так и не решилась. Люблю свою работу, потому что она творческая, разнообразная. Мероприятия ведь каждый год повторяются, но ни один наш праздник не похож на предыдущие. Мы стараемся что-то придумать, нарыть в Интернете, внедрить у себя.
- Что приносит радость?
- Приятно слышать слова благодарности, когда мероприятие удалось. Поднимается настроение. Хочется сделать еще лучше.
В прошлом году на День культработника совет ветеранов приготовил нам настоящий сюрприз. Члены совета ветеранов частенько у нас бывают, знают наши трудности, поэтому решили, что в свой профессиональный праздник мы должны не работать, а отдыхать. Они сами написали сценарий и сами его воплотили в жизнь. Мы, работники культуры, были зрителями, а ветераны в честь нас слагали оды, посвящали нам стихи и песни. Было очень приятно.
В нашем совете ветеранов очень энергичные женщины, и они наши главные помощники. Причем, они не ждут, когда мы к ним обратимся, сами приходят и спрашивают - чем помочь? С советом ветеранов мы провели мероприятия, которых раньше у нас вообще не было. Например, мы отмечали такие праздники как Троица, Пасха.
- А спонсоры?
Нам очень помог В.А.Лещенко. Он выделил средства и мы купили новый синтезатор. Помог с аппаратурой. В прошлом году мы создали новую группу, нужны были деньги на костюмы. Обращались к нашим местным спонсорам, руководителям хозяйств, и набрали на костюмы средства.
- Много у вас творческих коллективов?
- Коллективов много. Много лет существует вокальная группа «Рябинушка», есть фольклорная группа «Дубравушка», на общественных началах ей руководит Л.В.Боровая, создали ансамбль народной песни «Задоринки», есть детский хор, эстрадный кружок, который ведет Ирина Скрипкина… Нам не хватает танцев. Нет такого специалиста, но даже если бы он и появился, принять его не смогли бы – ставок нет.
-Елена, возвращаясь к главному вопросу: как живет сельская культура?
- Очень тяжело. Мне есть с чем сравнить. Сейчас стало хуже и с кадрами, и зарплата маленькая, и финансирование никакое.
- |