7 августа исполняется 10 лет со дня гибели в автомобильной катастрофе губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. В связи с подготовкой всероссийского фестиваля народного творчества и спорта имени Михаила Евдокимова «Земляки» в крае находится Алексей Сарычев, работавший у него заместителем. Сарычев рассказал «ПОЛИТСИБРУ», как он попал на работу в администрацию и вспомнил, что происходило в последний день жизни губернатора.
- Когда вы узнали, что Михаил Евдокимов собирается баллотироваться в губернаторы Алтайского края?
- Наверное, уже в период избирательной кампании, в начале 2004 года. До 2005 года у меня не было встреч, контактов, переговоров с Михаилом Евдокимовым. Более того, мы лично не были знакомы. Мы с ним в 1995 году участвовали в выборах в Госдуму в Барнауле, но не встречались. Иногда мне только приходилось пересекаться с его окружением.
Когда шли губернаторские выборы 2004 года, я работал в аппарате Правительства России, отвечал за законопроектную деятельность.
- Когда вы познакомились?
- В ноябре или декабре 2004 года в Барнауле я познакомился с заместителем Михаила Сергеевича Василием Зибровым. Я тогда уже не работал в аппарате Правительства, мы обсуждали проблемы края, взаимоотношения администрации с краевым Советом, на кого из депутатов можно опереться. Зибров информировал о нашем разговоре Евдокимова, но никакого развития этот разговор не получил.
В марте 2005 года мне позвонил Михаил Сергеевич, и мы с ним встретились. Говорили о крае, он мне предложил вернуться на Алтай. Потом еще раз встречались у него дома в Москве, играли в бильярд. Мне кажется, я хорошо играю, но он играл лучше. Во время этой встречи он предложил мне работу.
Михаил Евдокимов во время выборов весной 2004 года.
- В то время много говорили о том, что в 2005 году кадры Евдокимову делегировала администрация президента. В частности, упоминали вас и Михаила Козлова, который работал первым вице-губернатором.
- Меня в администрацию президента для разговора не приглашали. С чьей подачи губернатор принял решение, я не знаю. Что касается Козлова, то не исключаю – он работал на разных государственных должностях и его знали. 15 апреля 2005 года мы вместе с Евдокимовым прилетели на Алтай, заехали поздравить с днем рождения бывшего губернатора края Владимира Райфикешта и поехали домой к Михаилу Сергеевичу в Верх-Обское.
Своим распоряжением он назначил меня вице-губернатором, и я занимался вопросами местного самоуправления, аппаратом администрации края, взаимодействовал с правоохранительными органами и с судами, мировыми судьями, краевым Советом, общественными и религиозными организациями.
- Самыми сложными были отношения с крайсоветом?
- Безусловно. Я приехал в очень бурный период, депутаты уже вынесли вотум недоверия губернатору. Многих депутатов я знал лично, мы начали взаимодействовать, мною было предложено создать план законопроектной работы администрации, вместе с Михаилом Козловым мы стали принимать участие в пленарных заседаниях крайсовета.
Алексей Сарычев и Михаил Козлов на сессии крайсовета.
- Кто из депутатов поддерживал Евдокимова?
- Я бы не сказал, что поддерживали, но были лояльны, терпимы. Это были Павел Чеснов, Константин Русаков, Сергей Корольков, в какой-то мере Екатерина Абрамова, еще три-четыре депутата. С ними у нас начал складываться диалог, в том числе и у Евдокимова.
Обстановка была сложная, накаленная, маховик был запущен. И Михаил Сергеевич не всегда мог достучаться до депутатов.
- Вы хорошо помните последний день жизни Евдокимова, 7 августа 2005 года?
- Я был у него в Верх-Обском 4 или 5 августа, привозил документы на согласование, обсуждал ряд назначений. После этого поехал на праздник в Усть-Пристанский район. В Барнаул вернулся в ночь на 7 августа. Утром позвонил Михаил Козлов, попросил вместо него поехать в Полковниково на праздничные мероприятия в честь юбилея Германа Титова. Козлов был занят решением какой-то чрезвычайной ситуации, кажется, птичьим гриппом.
Я выехал в Полковниково, проверил готовность к проведению меропрития, и вместе с помощником Евдокимова Сергеем Дороховым стал ждать губернатора на трассе. Время приближалось к открытию, мы начали звонить Михаилу Сергеевичу, охраннику, водителю, супруге Галине Николаевне, но телефоны не отвечали.
Дорохов остался на трассе, а я поехал открывать мероприятие. Мы вышли на сцену вместе с депутатом Госдумы Николаем Герасименко, депутатом краевого Совета Виталием Сафроновым и другими, поприветствовали собравшихся. Только сошел со сцены, мне позвонил Дорохов и сообщил, что Михаил Сергеевич разбился. Я выехал на место трагедии. Когда приехал, там работала следственная группа.
- Известно, что в тот день у Михаила Евдокимова не было сопровождения ГИБДД. Были две версии – что начальник ГУВД края генерал Владимир Вальков просто снял сопровождение, и что администрация не оплатила соответствующие услуги милиции.
- Детали я до конца не выяснил. Когда Михаил Сергеевич прилетел из Москвы, в аэропорт не была подана машина ГИБДД. Мы стали этим вопросом заниматься, я писал письмо заместителю начальника ГУВД Киселеву, но далее Михаил Сергеевич сказал: не надо заниматься этим вопросом. Почему он так решил, я не знаю.
Беседу вел Дмитрий Негреев. – сообщает Политсиб.ру
|