30 октября в краевом парламенте в первом чтении были приняты законопроекты, определяющие, каким образом будет устроена власть в городах, районах и поселениях. По сути они закрепляют существующее положение вещей на местах. Но при этом упраздняют выборность глав городов, районов и райцентров даже как возможность, что стало предметом политических дискуссий.
Краевые депутаты предварительно одобрили два законопроекта: "О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края" и "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Алтайского края". Необходимость их принятия связана с тем, что в октябре была утверждена новая редакция 131-го федерального закона — главного для местного самоуправления.
Если документы значительно не поправят ко второму чтению, то можно ожидать, что в крае в целом сохранится действующая система власти. Возрасти, пожалуй, может только число районов, где заксобрания будут формироваться из глав и депутатов поселений, а не на выборах.
Согласно предлагаемым законопроектам выборность на местах в Алтайском крае предполагается оставить только в двух случаях: при избрании районных депутатов и главы поселения, не являющегося райцентром. И в том, и в другом случае предлагается невыборная альтернатива (см. схемы). Главы городов, районов и райцентров будут избираться из числа депутатов, а руководители администраций — назначаться.
Формирование районного законодательного органа
1. Всенародные выборы
Представительство: 1 поселение — не больше 2/5 от общего числа депутатов.
Плюсы. Непосредственное участие населения в формировании органа власти, подотчетность депутатов жителям.
Минусы. В последние годы произошло значительное падение интереса граждан к выборам муниципального уровня, явка низкая, снизился интерес политических партий к данным выборам.
2. Делегирование — формирование законодательного органа из глав и депутатов поселений
Поселение с численностью населения более 3 тыс. человек — глава и 2 депутата.
Поселение с численностью населения менее 3 тыс. человек — глава и 1 депутат.
Малочисленные поселения — 1 депутат, утвержденный сходом граждан.
Плюсы. Формирование органа власти из профессионалов, знающих проблемы, потребности и особенности жизни поселений, возможность непосредственного участия глав поселений в формировании районного бюджета, уменьшение числа политизированных дискуссий.
Минусы. Меньшее участие населения в организации органов власти и процесса управления, меньшая связь между гражданами и депутатами.
Действующая организация власти на местах также допускает и выборы, и делегирование. Однако на настоящий момент вторую схему выбрали только 8 районов. В первую очередь из-за того, что на данный момент норма представительства от поселений не учитывает численность их жителей: и райцентр, где проживает 50% населения района, и небольшое село должны направить в райсобрание одинаковое число представителей — два. А это, считают на местах, все-таки неправильная пропорция. Новый закон вводит норму представительства, что, вероятно, увеличит число районов, где откажутся от выборности районных депутатов. К новой схеме они смогут перейти после истечения срока полномочий действующего депутатского корпуса. Если же найдутся районы, где решат вернуться от делегирования к выборности, то они должны будут провести выборы не позже чем через полгода после вступления закона в силу.
Избрание глав
1. В городе, районе, городском поселении и райцентре
Депутаты из своего состава избирают главу, он же — председатель местного законодательного органа. Глава администрации нанимается по контракту.
2. Поселение — не районный центр
Депутаты из своего состава избирают главу.
Всенародные выборы главы.
В настоящее время в Алтайском крае все главы городов и районов, согласно муниципальным уставам, избираются из числа депутатов и являются председателями законодательных органов, а главы администраций назначаются по контракту. Однако федеральный закон и раньше, и сейчас оставляет возможность изменить устав и вернуть выборность. Проект же краевых властей такого шанса не дает (федеральные законодатели дали регионам право принимать такие решения). Согласно проекту регионального закона даже райцентры лишились возможности избирать главу всенародно, это позволено только жителям небольших сел. Эти положения документа вызвали наибольшие претензии со стороны депутатов из оппозиционных фракций. "Справедливая Россия" даже подготовила альтернативный вариант законопроекта, где предлагала предусмотреть возможность всенародных выборов для глав всех уровней. Но он поддержан не был.
Цифра
В Алтайском крае: 12 городов, 59 районов, 1 ЗАТО, 1608 населенных пунктов, 659 сельсоветов (по данным на 1 января 2014 года).
Мнения экспертов
Олег Боронин,
глава Сибирского сельсовета (Первомайский район):
Я считаю, что в тех районах, где сохранены прямые выборы районных депутатов, и высшее должностное лицо муниципального образования должно избираться всенародно. Там же, где сформирована представительная система формирования районного законодательного органа, выборы глав района невозможны по федеральному законодательству.
Теперь что касается формирования районных законодательных органов. Я считаю, что в тех районах, где большинство поселений бюджетно самодостаточны, оптимальна представительная система, когда депутатский корпус формируется из глав и депутатов поселений. Самодостаточность возникает, когда доходы на душу населения в поселении превышают районные показатели. Например, в Первомайском районе только 7 поселений дотационные, остальные от районных бюджетов не зависят. Половину состава районного собрания составляют главы. Политический пиар уходит на второй план — главы вне зависимости от политических взглядов вынуждены отстаивать просто интересы своих территорий. Избранные главы поселений — квалифицированные люди, они хорошо разбираются в нормотворческой работе. Нас вокруг пальца не обведешь. То есть главы выступают в роли таких мини-сенаторов от своих поселений. Но есть одно "но". Глав самодостаточных поселений сложно "загнуть" под главу администрации района — даже не по политическим, а по хозяйственно-экономическим вопросам. Главами же тех поселений, бюджеты которых зависимы от районных, очень легко манипулировать. И там представительная система недопустима.
И еще я акцентирую внимание на том, что, на мой взгляд, краевое законодательство ни в коем случае не должно закреплять конкретные формы организации органов власти за конкретными муниципальными образованиями — здесь так, а здесь вот так. Решения должны принимать сами муниципалитеты.
Борис Жарков,
глава администрации райцентра Смоленское (Смоленский район):
В настоящее время районный депутатский корпус у нас формируется путем выборов. Я же придерживаюсь того мнения, что районное собрание должно состоять из глав и депутатов поселений. Они уже народные избранники и лучше знают проблемы поселений, обстановку в них.
Что касается глав поселений, то в этом вопросе я считаю неважным способ их избрания. Важно то, как работает тот или иной руководитель. Есть масса примеров, когда и избранные, и назначенные главы администраций поселений работали с полной отдачей, а есть обратные случаи — и тоже вне зависимости от способа избрания. В Смоленском глава сельсовета избирается из числа депутатов, а я — глава администрации, назначенный по контракту. – сообщает «Свободный курс» |