Стыдно было смотреть на крест
Два года назад, 20 августа 2012 года, не стало композитора Алтая, заслуженного работника культуры России. Михаила Апарнева. В последние годы жизни он перебрался на постоянное жительство из Бийска в Верх-Обское. Здесь на кладбище и был похоронен.
Солист бийского хора «Голоса Сибири» , которым Апарнев 36 лет руководил, Игорь Чураев говорит, что испытал чувство стыда, когда побывал на могиле композитора и друга:
- Мне было неловко смотреть на одинокий крест. Вспомнились строки песни Михаила Евдокимова «На горе-на горушке, под березой белою преклонил головушку одинокий крест». И стало стыдно за то, что человеку, который всю жизнь поддерживал культуру России, именно народную культуру, который писал песни о народе, России, Алтае, - памятника не сделали.
Михаил Константинович Апарнев закончил Новосибирскую консерваторию, выпускался вместе с братьями Заволокиными, Виктором Захарченко, который руководит Кубанским хором. И известен он не меньше, чем Заволокины и Захарченко.
Апарневу повезло, что на творческом пути ему встретились 2 человека: художественный руководитель хора «Голоса Сибири» Валентина Шпак и поэт Сергей Иноземцев. Этот тройственный союз помог создать коллектив «Голоса Сибири» и творения, которые прославляли край. С ними мы побывали на праздновании 850-летия Москвы, коллектив стал лауреатом всероссийских и международных конкурсов. Успешно гастролировал по Красноярскому краю, Новосибирской, Кемеровской, Омской области. Где мы только не были?! Нас принимали как профессионалов. Коллектив первым в России получил звание заслуженного коллектива самодеятельного творчества в России. А в итоге после смерти - лишь одинокий крест.
Деньги собирали всем миром
- Мы обратились в СМИ г. Бийска с обращением-просьбой собрать средства на памятник М.К.Апарневу. Открыли счет. Бабушки несли по 100-200 рублей, свой вклад вносили ученики Апарнева, участники самодеятельности… В итоге за 1,5 года собрали 300 тысяч рублей. Собрали эти деньги в конце прошлого года, но зимой плитку класть не стали, побоялись, что из-за мороза работы будут выполнены некачественно.
Он не хотел, чтобы люди плакали…
Памятник выполнен из алтайского мрамора, а плитка вокруг – изх московского и уральского мрамора. На памятнике скульптор Николай Парубов вырезал улыбающегося Михаила Апарнева с баяном. Эта идея Верхне-Обского хора «Серебряна».
Игорь Чураев вспоминает:
- Перед смертью я много общался с ним. Он тяжело болел. У него сердечный приступ был прямо на репетиции хора. Я вывел его в коридор, говорю: давай, пойдем на улицу постоим. А он: «Нет. На людях и смерть красна». Сказал мне однажды; «Когда меня будут хоронить, не хочу, чтобы плакали. Хочу, чтобы баяны звучали. И не отгораживайте меня оградкой от народа». Мы все так и сделали. Он был настоящим человеком. Очень талантливым и очень скромным. От него никто грубого слова не слышал. Его обижали, а он улыбался. Сам никого в жизни не обидел. С учениками своими всегда был спокоен и терпелив.
Звучали аплодисменты
На открытие памятника в село Верх-Обское приехали преподаватели Бийского музыкального колледжа, в котором Михаил Апарнев отработал 36 лет, коллектив Бийского народного хора «Голоса Сибири, которым композитор руководил, жители Верх-Обского, участники Верхобского народного хора «Серебряна», с которыми он много лет работал
Люди ждали этого события. Когда белое полотно убрали с памятника, раздались аплодисменты. Все выступающие говорили о его таланте, удивительной скромности, душевной щедрости и были рады, что в год культуры народный композитор получил памятник от народа.
После открытия отец Алексий освятил памятник. |