Разговор о развитии и сохранении скотоводства состоялся в трех сельсоветах: Смоленском, Сычевском и Солоновском. Инициатором его выступила профессор экономического факультета новосибирского национального госуниверситета, доктор философских наук Елена Ерохина. До этого ученые успели поработать в Хакасии, в ноябре прошлого года в Бийском районе.
- Народа приходило немного, поскольку скота на личных подворьях почти не осталось. К объективным причинам ( дороговизна кормов, проблемы с выпасами , пастухами), добавился и субъективный фактор. Глава администрации Смоленского сельсовета Марина Денисова говорит, все чаще возникают конфликтные ситуации между теми, кто ничего не держат и кто заводит животных:
- Навоз пахнет. Куры пахнут. Петухи поют. Дошло до того, что, приходят и жалуются, что соседский петух достал, пусть убирают его. А что люди сделают с ним? Намордник на петуха не наденешь.
Когда скот держали все, коровьи лепешки и навозный аромат возмущения не вызывали. Сейчас сельчане предъявляют претензии к тем, кто не соблюдает санитарию на своих приусадебных участках.
Главная же мотивация, которая побуждает людей разводить животных, - стремление питаться натуральными продуктами. Да, тяжело, не выгодно, зато будет настоящее молоко и вкусное мясо. Мотивация срабатывает, если люди имеют еще и представление об этом труде. Если в семье никогда не держали животных, то дети вряд ли будут этим заниматься.
Такая же картина и в небольших фермерских хозяйствах. Молочным животноводством в районе занимаются исключительно женщины. Их частенько называют отчаянными., потому что работа тяжелейшая. Но они привыкли к ней с детства. О развитии своих хозяйств никто не говорил. Фермеры ставят задачу - сохранить то, что есть. . И причина не в последних нововведениях, появлении новых систем учета и т.д... Главная проблема , - утверждает Наталья Муратова из Сычевки - кадровая:
- Вот уже два года у меня нет доярки. Я дою сама, без единого выходного. Не хотят люди работать в животноводстве. Рядом со мной живет девушка, ездит на работу в Белокуриху. Я говорила ей, что платить буду не меньше, чем она получает в Белокурихе, что не придется тратить время на дорогу. Нет. Ни за какие деньги не идут.
Екатерина Гожая из Сычевки, в мае прошлого года выигравшая грант на развитие молочного животноводства, также одна управляется с хозяйством: доит коров, чистит у них, реализует продукцию – развозит молоко в банках по домам сельчан. За литр люди платят 70 рублей, а молзавод всего 40. Задора Екатерина еще не растеряла, несмотря на сложности. Планирует строить ферму. Уже взяла для этих целей землю.
Никаких выводов ученые на встречах не делали. Высказывали лишь предположение, что возможно и в дальнейшем заниматься животноводством будут единицы, но благодаря современным технологиям труд их станет легче. |