В селе Новотырышкино несколько сельскохозяйственных предприятий. Никто в этом году сеном не торгует. Александр Баловнев , один из учредителей ИП Баловнев, с грустью констатирует:
- Населению сено продавать не можем. Те года всем продавали. Нынче только-только себе наскребли. Те, кто купить корм не может, скот вырезают. У нас бойня в деревне. Там очередь на сдачу скота.
Жительница Новотырышкино Галина Сканцева показывает рукой на соседский двор. КРС у соседей много, сена всего три рулона. Ей, к счастью, удалось заготовить основной корм для своей буренки :
- У меня дочь ветеринар. У нее много знакомых фермеров, поэтому мне удалось купить. Раньше я всегда покупала сено у Алексея из Солоновки. В этом году он мне сказал: «Ищи, потому что я даже на своих коров вряд ли накошу». Качество сена нынче неважное, но винить фермеров в этом нельзя. То, что было, то они и косили. Я вот езжу и вижу, что на поле, что на повороте на Старобелокуриху, лежат тюки сена и видно, что на них растет трава. Этим сеном уже делать нечего. Оно промокло насквозь и прорастает.
Сена мало, потому что в начале лета травы не наросли из-за жары и отсутствия дождей. В августе дожди пошли, и трава пошла в рост. Ее косили чуть ли не до конца сентября, но высушить не успели - дожди лили почти каждый день.
Жители района ищут сено в других территориях края. К цене тюка ( от 3 и до 5 тысяч, в прошлом году покупали по 1500рублей) добавляются еще и транспортные расходы. На корову, говорит Елена Айхель из села Линевское, нужно не меньше 15 тюков. Посчитав все, она приняла решение расстаться с буренкой. Отвезти ее на бойню было тяжело:
- До последнего дня я пыталась ее продать живьем. Нет желающих покупать. Никому не нужно. Очень много коров стоит в объявлениях на продажу. Изначально хотела продать за 70 тысяч, потом опустила до 60 тысяч, и все равно никто не берет. Ждала до последнего дня. Сегодня лег снег, а завтра я ее заколола.
У соседки Елены – Натальи Дегтяревой на подворье две коровы и телка. Молоко, продукты переработки Наталья много лет реализует пенсионерам двух ближайших сел. Недавно она уже предупредила своих покупателей , что выставила корову и телку на продажу:
-Сено дорогое. Нынче я купила тюк за 3650 рублей. В прошлом году покупала по 1200. При такой цене банка молока должна стоить 300 рублей. Цену на молоко поднимать не стала, а на сметану и творог подняла. Меня бабушки спрашивают : «Почему такая цена?» Мои основные покупатели – бабушки преклонного возраста. Кто на костыльках, кто на ходунках… Бывает, что даже молоко им доносим до холодильника. Я предупредила, что коров выставила на продажу. Мне жалко и с коровами расставаться, и жалко оставлять своих бабушек
Поднятие цены на молочку , наверное, могло бы компенсировать рост цен на сено и другой корм. Но этот метод для частников не подходит. Молодежь, говорят они, не покупает натуральное молоко, предпочитает магазинное, а у пенсионеров доходы слишком скромные.
Начальник районного управления сельского хозяйства Ирина Рябикова говорит - в связи с тем, что многие частники сбрасывают скот, общее поголовье в районе сократится. Но не намного и общей картины это сильно не испортит, потому что на частных подворьях нынче скот держат единицы. |