Детские впечатления самые яркие. Зачастую они определяют дальнейшую жизнь человека. Именно по впечатлениям детства, проведенного в Смоленском с 7 до 12 лет, писатель Анатолий Соболев написал свою первую книгу «Грозовая степь». Детские воспоминания тянули его в Смоленское до последних дней жизни.
Учитывая эту уникальную особенность детских впечатлений, Надежда Жовтун, ставшая два года назад хранителем фондов мемориального музея Анатолия Соболева и столкнувшаяся с тем, что многие жители Смоленского ничего не знают о нем, не читали его книг, решила основную ставку в своей работе сделать на детей. За короткий срок ее музей посетили ребятишки многих школ района и лицея. В некоторые дни в музее проходят по 2-3 мероприятия. Надежда Жовтун говорит:
- Помню, рассказываю детям, как А.Соболев после 9 класса, мальчишкой ушел на фронт. Слышу, звук плача. По детям смотрю и вижу плачущую девочку. Я метнулась к ней: «Что случилось?» Она, всхлипывая, отвечает: «Мне его жалко…» Мне тогда, с одной стороны, было неудобно, что вызвала у ребенка слезы, а с другой, думаю, что она подрастет и этот факт не пройдет для нее бесследно
Поддерживать интерес детей, вызывать у них положительные эмоции при посещении музея, непросто. Надежда Жовтун все время придумывает новые формы и темы работы. Ребятишкам нравятся ее экскурсии по Смоленскому, по соболевским местам, а сейчас она организовала цикл мероприятий, посвященных людям, с которыми Соболев встречался и которые повлияли на него. Один из таких важных людей в жизни Соболева – его первая учительница Калерия Анатольевна Шебалина.
На днях удалось побывать в музее на мероприятии, посвященном К.А.Шебалиной. Гостями музея были четвероклассники школы №1. Ребятишкам рассказывала о первой учительнице Соболева не только Надежда Жовтун, но и жительница Смоленского Любовь Ивановна Сысоева, которая также училась у Калерии Анатольевны. Поразили интонации, с которыми Надежда Жовтун и Любовь Сысоева общались с детьми. Они были теплые, родные… Так добрые бабушки разговаривают со своими внуками. Реакция детей была соответствующая – они слушали с нескрываемым любопытством.
Четвероклассники с интересом рассматривали шкатулку, в которой К.А.Шебалина хранила нитки, иголки и всякую мелочь ( ее музею передала в дар смоленский краевед А.М.Ситнова) и сумку-ридикюль, в которой она носила тетради и вкусняшки для своих учеников. Вкусняшки (конфеты) для ребят положила в эту сумочку и Надежда Жовтун. Надо было видеть, как сияли лица детей и при виде конфет, и когда они примеряли ридикюль к своим ручкам. Он ведь и носился не как обычная сумка. Такие моменты запоминаются.
У К.А.Шебалиной, безусловно, был педагогический талант. Об этом можно было судить по историям, которые рассказала Любовь Ивановна Сысоева. Однажды она с одноклассниками делали кизяки для своей учительницы . После работы, вспоминала Любовь Сысоева, К.А.Шебалина пригласила ребят на обед:
- Сварила она нам яйца. Мы взяли и начали стучать ими по столу, разбивать.. Она говорит: «Ребятки, я научу вас , как правильно разбивать яйцо». Взяла яйцо, потом маленькую ложечку. Постучала ей по яйцу: «А теперь очищайте». Вот этот урок у меня остался на всю жизнь.
Не знаю, поняли ли нынешние четвероклассники, что такое кизяки, а вот история с яйцом явно произвела впечатление. Они хохотали, когда Любовь Ивановна рассказывала, как они колотили яйцом по столу… и искренне сопереживали, когда она делилась с ними воспоминаниями, как нелегко давались ей уроки чистописания. Сейчас у нее каллиграфический почерк. Это близко. Понятно. Поэтому они долго ее не отпускали, просили еще что-нибудь вспомнить.
- А потом слово взяла преподаватель истории Наталья Георгиевна Дунаева. Она рассказала о том, какой была школа, когда в Смоленском жил и учился Анатолий Соболев. И снова посыпались детские вопросы…
Встреча получилась живой, познавательной, не только для детей, но и взрослых, которые в ней участвовали. Специально не останавливаюсь на фактах биографии К.А.Шебалиной. В музее собран большой материал о ней, любой может с ними познакомиться.
И еще один интересный момент. . Музей, конечно, не библиотека, но здесь есть книги Анатолия Соболева, некоторые с дарственными надписями. Надежда Жовтун, если у школьников возникает желание почитать , дает им эти книги домой. Возвращая их, они еще раз посетят музей, и , возможно, все это в дальнейшем повлияет на их жизнь |