На этом фото жительница села Линевское Елена Горянинская читает письмо своего деда Семена Игнатьевича Снегирева внуку Гордею. Всего у нее более 20 писем с фронта. Они хранятся в узелке, который достался ей в наследство от бабушки и отца .
Семен Игнатьевич Снегирев ушел на фронт в 1941 году. Воевали и оба его старших сына. Николай был снайпером, прошел всю войну и вернулся домой. А Леонид числится без вести пропавшим. Семье до сих пор ничего о нем не известно. Письма дедушки – главная семейная реликвия. Елена рассказывает:
- Когда гости приезжают, хоть откуда, я им всегда показываю эти письма. Когда папа умер, у меня еще 2 сестры, живут в Междуреченске, я сказала им: «Девчонки, не обижайтесь, эти письма буду хранить я». А сейчас у моих племянников есть дети, у которых тоже фамилия Снегиревы.. И я в конце концов эти письма передам этим мальчикам.
Письма, некоторым из них более 80 лет, написаны красивым аккуратным почерком. Дедушка до войны был директором школы. Они очень обстоятельные и лучше всяких документов характеризуют эпоху и человека. Каждое письмо пронизано нежностью, любовью и заботой о семье и младших детях, которые остались у жены на руках.
- Он видать был хозяином. А жена была при хозяине. А когда он со старшими сыновьями ушел на фронт, а жена осталась с маленькими детьми, он в каждом письме советовал сколько моркови посадить, свеклы, картофеля, кукурузы, чтобы дети не были голодными… Но и писал, как его одевают, обувают, и еще, что мы обязательно победим, говорит Елена Горянинская.
«Еля, -обращался к жене Елене Михайловне, Семен Игнатьевич, - не забывай, сильные выживают, а слабые умирают». Физически помочь семье не мог, поэтому старался помочь словом,
Все его мысли были о доме. Елена Горянинская говорит, что дедушка не писал ни о каких трудностях, шутил… Лишь в одном письме он сообщил, что был ранен
- « С 20 по 27 февраля участвовал в сильных боях., но остался невредим, хотя немножко осколками от мины задело по носу. Небольшая царапина»… Я думаю, он просто боялся что-то написать, чтобы не расстраивать бабушку. Если бы у него была просто царапина, его бы в госпиталь никто не положил.
-. В последнем письме, датированным декабрем 1943 года, Семен Игнатьевич пишет, что был на перекомиссии и его признали годным к строевой службе: « Сейчас нахожусь в строевом полку. Видимо, придется еще повоевать».
Повоевать пришлось недолго. В начале 1944 семья получила извещение, что « Снегирев Семен Игнатьевич в боях за социалистическую родину, верный военной присяге, проявив геройство и мужество был убит 21 января 1944 года».
Он похоронен в Ленинградской области. Елена Горянинская мечтает побывать на могиле деда. А еще она понимает, что его письма интересны не только для ее семьи , чужие люди читают их взахлеб, с воодушевлением, поэтому копии писем недавно передала в школьный музей. Руководитель музея Татьяна Химичева говорит:
- У нас в школе хранятся альбомы о ветеранах войны, тех, кто пришел с фронта, и кто погиб на войне. Моя мечта систематизировать все это, отсканировать фотографии фронтовиков, собрать материалы о каждом из них…. |