С 1 января этого года вступил в силу приказ Минтруда РФ, который разрешил женщинам многие мужские профессии. Таким образом, Минтруд пересмотрел свой приказ 20 летней давности, запрещающий «слабому полу» 456 профессий. Кстати, этот приказ почти полностью повторял документ 1974 года. Перечень недоступных для женщин профессий сократили более чем на 100. Теперь дамам снова разрешили садиться за штурвал комбайна, управлять большегрузными машинами и выполнять много других работ, считающихся чисто мужскими.
Значит ли это, что в нашем Смоленском лицее откроют женские группы будущих механизаторов? Директор лицея Владимир Цихлер говорит, что пока никаких конкретных рекомендаций на этот счет не поступало, но завтра будет проходить краевое совещание, на котором вполне возможно будут даны разъяснения по этому поводу. За многие годы его работы в Смоленском лицее было не более двух случаев, когда девушки хотели быть трактористами. Вполне возможно, ситуация может поменяться. Девушки, проявляющие интерес к технике, есть. Даже когда профессии механизатора, водителя самосвала считались сугубо мужскими, были женщины, которые на этой технике работали.
ЕЛИЗАВЕТА РАЙДЕНКО из Смоленского сейчас на заслуженном отдыхе, а до пенсии она работала в «Колосе» на тракторе. Она рассказывает, что к технике ее тянуло с детства. Еще будучи девчонкой садилась за руль грузовика, на котором работал отец. Сама научилась и трактором управлять, но директор хозяйства долго не хотел принимать ее на работу. Она вспоминает:
- К директору зашла и сказала, что не выйду, пока трактор не дадите. Сидела у него долго, и он сдался - дал ДТ-75. Сначала самостоятельно работать не доверили, была напарником тракториста. Но потом все встало на свое место.
Тракторист Елизавета Райденко выполняла любые задания, но больше всего ей нравилось работать в поле.
Как относились к женщине-трактористу? Она рассказывает, как однажды поехала сдавать металлолом. Навстречу ей ехали КАМАЗы… Мужчины, видя за рулем трактора женщину, восхищенно поднимали большой палец вверх.
То, что механизатор – теперь женская профессия, Елизавета Райденко только приветствует . А почему нет, если есть желание работать на технике. Сама она, хоть уже около 10 лет на пенсии, по-прежнему может легко завести трактор.
Хорошо в Смоленском знают и Любовь КРУТЬКО. Недавно она отметила 80-летие. За рулем более полувека. Причем в водительских правах у нее открыты все категории, может управлять не только легковушкой, но и КАМАЗом, автобусом…
Сейчас, конечно, уже давно на пенсии, но свой личный автомобиль по-прежнему водит лихо. Какой он у нее по счету, и не помнит. Она сама пригоняла себе машины из Москвы, Германии.. Шутит, что меняла машины как перчатки. До сих пор любит быструю езду.
Много лет Любовь Крутько управляла самосвалом, ездила на ГАЗ-52. Зимой, как все водители, прогревала поддон свой машины, а потом крутила рукоятку, чтобы ее завезти…
- Моста раньше через Катунь не было, ездить в город приходилось в объезд, через Алтайский район… Часто по 400 и более км. Скот возила. Ночью едешь, утром разгружаешься и обратно домой. Я сама и машину свою всегда делала. Я могу все в ней отрегулировать, снять большое колесо, поставить его… Был случай. Приехали в Верх-Ануйск, там резину меняли. Смотрю, мужчины не могут колесо разбортовать. Смотрела, смотрела на них, вылезла из кабины и быстренько разбортовала им колесо. Они удивились: «Вот тетка дает!».
Почти 10 лет она работала инструктором, учила мужчин ездить на грузовиках. Потом ей доверили большой автобус. Возила людей.
В прошлом году Любовь Крутько получила новые права, и надеется , что до 90 точно будет ездить на машине. Без нее себя уже не представляет. Говорит, что пассажиром быть не любит. Когда это случается, то ее ноги сами собой пытаются нажимать на педали.
Любовь Крутько и Елизавета Райдено ни разу не попадали в аварии. Обе до сих пор пользуются уважением среди сельчан.
- |