Дефицит врачей в районных и городских больницах – острейшая социальная проблема. Ставка на врачей –миллионщиков себя не оправдала. В Смоленской ЦРБ их было около 20, почти все уехали. Кроме того, начался отток хороших специалистов, настоящих профессионалов, в частные и другие структуры. В частных клиниках города Бийска работают наши смоленские доктора Николай Шаталин, Сергей Бурляков, Вера Проходцева. Из ЦРБ уволилась и работает в федеральном учреждении здравоохранения г. Белокуриха педиатр Наталья Ртищева. Вспомните, «не прижившегося» в ЦРБ доктора Андрея Петрова…. И правда, что имеем - не храним, потерявши - плачем…
Проблему специалистов краевое министерство здравоохранения хочет решить, вернув в больницы врачей-пенсионеров. Что думают по этому поводу медицинские работники нашего района?
Педиатр Вера Ивановна ПРОХОДЦЕВА отработала в Смоленской ЦРБ 36 лет. В августе прошлого года она уволилась и теперь трудится в одной из частных клиник города Бийска. В данный момент она в отпуске по основному месту работы и замещает врача Смоленской ЦРБ Людмилу Андреевну Герасимову. Ниже интервью с ней.
- По поводу пенсионеров. Людмила Андреевна Герасимова однажды сказала хорошую фразу: « Надо уйти, чтобы на наше место пришли другие». И я ушла. Но никто не пришел на мое место.
- Вера Ивановна, наверняка, Вы знаете об инициативе краевого Минздрава по решению кадрового вопроса. ВЫ вернетесь в Смоленскую ЦРБ?
Нет. Я не вернусь не потому, что нашла более удобное, легкое или денежное место. Нет.
- Сейчас вы работаете в частной клинике Бийска?
- Да. Я очень благодарна доктору Алексею Анатольевичу Дегтяреву ( он хороший человек с очень хорошей репутацией среди мамочек в городе Бийске и вообще среди коллег) за то, что он предоставил мне возможность НЕ РЕЗКОГО ПЕРЕХОДА В ПЕНСИОННОЕ СОСТОЯНИЕ. Он мне предложил очень гибкий график работы, и я ему благодарна за это. Да, это частный прием, но, понимаете, мне как-то легче там передавать свои знания. У меня есть такая возможность.
-Там есть молодежь?
-Доктор Алексей Анатольевич достаточно молодой. Медсестры молодые, врачи практически все приходящие. То есть, этот коллектив создан из тех, кто совмещает работу. Все они очень грамотные. Несмотря на то, что я давно работаю, я все равно у них учусь. Зачем мне это надо? Я не знаю. Наверное, только для того, чтобы на приеме я могла передавать то, что знаю, умею и плюс те знания, которые я получаю от коллег в этом Центре.
- Вера Ивановна, а если в Смоленской ЦРБ для Вас введут такой же гибкий, удобный график работы, Вы вернетесь?
- Нет… Думаю, что нет. Вообще врач на селе – не просто врач, это образ жизни. А мне в моем возрасте надо, наверное, менять этот образ жизни. Нагрузки, к сожалению… Для меня вот этот период, когда я замещаю Л.А.Герасимову, стал, с одной стороны, ностальгическим, а с другой, просто каким-то небольшим испытанием. Я поняла, что надо уходить. ОЧЕНЬ тяжело. Поверьте, дело даже не во мне, а в том, как у нас выстроена кадровая политика. Представьте, что в нашей больнице не существует на 100% реанимационного отделения. Что это значит? Такие тяжелые дежурства в районной больнице. Тот, кто работал здесь, меня поймет.
Вернуться – это значит как-то для себя, для своего здоровья, для своей жизни просто-напросто условия поставить другие. Но я боюсь, что мне их уже не выдержать.
-Вера Ивановна, ну а если Вам предложили какие-то существенные бонусы, Вы бы все равно не вернулись в ЦРБ?
- Единственный ответ на это предложение у меня – предложите все эти бонусы МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ. И тогда они будут задерживаться в больницах.
- То есть, за счет пенсионеров кадровый вопрос не решить?
- Конечно, нет. Только в том случае, когда это многопрофильное отделение, когда оно предусматривает несколько врачей и опытного врача оставить в качестве наставника, который посоветует, подскажет, даже где-то по телефону… У нас же маленькое отделение и самое главное – нет молодых кадров. Может, это не по теме, но как вы думаете, та программа, когда молодым за работу в сельской больнице давали миллион, она оправдала себя? Я считаю, что в нашем районе нет. 18 молодых специалистов приезжали. Остался один педиатр. Остальные все разъехались. Это не решило проблему. Нельзя использовать сельское население только для того, чтобы тут воспитывать кадры. Они должны здесь оставаться. Что-то не продумано было в этой программе.
- Вера Ивановна, поскольку Вы почти год проработали в частном медицинском центре, вы можете сравнить условия труда в районной и частной больнице. Разница есть?
- Интенсивность труда в частных клиниках другая. 20 минут на прием. В крупных частных клиниках существуют помощники врача. В основном в частных клиниках Бийска амбулаторная помощь и условия работы врача там другие. Не эти 8 и 5 минут на каждого ребенка и очередь в 20 человек за дверью, а 20 минут. Мне сказали: «Вера Ивановна, выбирайте, сколько вам времени на прием 15, 20 минут… Сколько хотите, столько запишем». Мне хватает 20 минут. Я за это время могу и посмотреть, и поговорить, и объяснить, и несколько раз написать одно и то же крупными буквами, например… Время. Настолько это удобно. Я никогда не сидела на амбулаторном приеме, я все время работала в стационаре и посвящала ребенку столько времени, сколько мне было нужно. Учитывая, что в бийском частном центре амбулаторный прием, я очень побаивалась, что не буду укладываться в их график, но мне и в этом случае предоставили полную свободу – сколько времени нужно, столько я и принимаю ребенка.
Это очень важно. Если не говорить о деньгах, а создается впечатление, что все, кто работает в частных клиниках, они только зарабатывают деньги. Но если люди платят деньги, их тоже надо отработать. Я хочу сказать, что в частном центре я не изменила ничего в отношении к детям, родителям. Поверьте, я работаю точно так, как всегда. Все, что касается мамок и детей, у меня хватает опыта, человеческого общения. И действительно за эти 20 минут можно пообщаться с ребенком, позволить какую-то шутку и даже что-то обсудить, не касающееся здоровья. В Смоленской ЦРБ на амбулаторном приеме такой возможности нет. В 2018 году, когда я сидела на приеме в Смоленской ЦРБ, и поняла, что этот график не выдержу никогда. Меня хватило на полгода.
-То есть, нужно не пенсионеров возвращать, а создавать условия для молодых специалистов?
- Да, чтобы опытные доктора успели им что-то передать. Сейчас растет новое поколение. Они используют современные технологии. У них навороченные телефоны, откуда они берут различную информацию… Но поймите, каждый ребенок индивидуален и надо уметь смотреть и видеть, а потом в голове все это складывать и рожать диагноз и естественно лечение. Молодых надо учить смотреть, общаться с ребенком, с родителями.
-Ну а если говорить о бонусах для молодых, это, наверное, зарплата?
- Для молодых специалистов это условия и зарплата. Кадры-то ведь начинаются не здесь, в институте. Нам всегда говорили, что зарплата – не самое главное, главное, что у вас престижная профессия, что вы уважаемые люди и все такое. А сейчас, наверное, главное – зарплата, технологии, что-то новое. Все это должно быть. И обидно, что с учетом отсутствия молодых кадров мы можем шагнуть на несколько десятков лет назад. Надо, чтобы молодые здесь работали.
|