Вот уже несколько дней на пасеках района качают мед. Работа изнурительная, но пчеловодам она не в тягость. Наоборот, в радость, когда качать есть что. В этом году, несмотря на жару и сушь, урожай меда неплохой. Огорчает пчеловодов лишь одно: химическая обработка сельскохозяйственных культур. Из-за нее гибнут пчелы, сокращается территория, где они могут работать. Более того, в меде,-говорит зоотехник-распространитель Любовь Кривобокова, - в этом диетическом и чистом продукте, могут быть и антибиотики, и гербициды... Она понимает, что без применения препаратов большого урожая на полях не получить, и она совсем не против химии. Она против того, что пчеловодов не информируют об этих обработках:
- Главное – оповещать пчеловодов. На сегодня их никто не оповещает. Пригнали машину, турнули этим ядом, обработали, все – пчела погибла. Если бы они за 3 дня оповестили пчеловодов, какие-то меры пчеловоды бы предприняли.
Пчеловод Константин Гроо считает, что оповещать недостаточно. Нужно создать контролирующий орган, который бы проверял препараты, которые используются при обработке. Класс препаратов должен быть не опасный для пчел. Сейчас, говорит Константин, создается ощущение, что аграрии пользуется дешевыми и опасными для людей, животных, насекомых препаратами. После применения некоторых клены желтеют. Повод для подобных заявлений у Константина Гроо есть. В прошлом году один фермер обрабатывал свои поля днем при ветре, так не только пчелы летать перестали, люди стали задыхаться. Жители Камышенки писали заявление в полицию, прокуратуру...
Любовь Кривобокова подчеркивает, что в степных районах края пчеловодам доплачивают, если они свои пчелосемьи вывозят в поля. У нас таких фактов нет. Наоборот, говорят, были случаи, когда руководителя хозяйств облагали пасечников «данью» за то, что они вывозят пчелосемьи в поля.
Некоторые агрономы оповещают пчеловодов о грядущих обработках за банку меда. Пчеловоды им благодарны. Но это все-таки единичные случаи, а в целом договоренностей между руководителями сельхозпредприятий и пчеловодами нет. И наладить это взаимодействие некому.
Можно ли найти выход из этой ситуации? Пчеловод Александр Шемонаев считает, что чисто теоретически вопрос можно решить:
- Пчеловодам надо объединяться. Ставить где-то отдельно пчел, сеять травы для пчел...А здесь они занимаются своим делом, мы своим. Но кто ради этого бросит поле? Никто не бросит. Вот и живем, мы своей жизнью, фермеры – своей...
Сейчас пчеловоды приспосабливаются к химическим обработкам. Иногда удачно. Иногда – менее удачно.
- |