Власти не слышат и не понимают друг друга
10 февраля в администрации района прошла встреча депутатов двух уровней: районных и сельских. Народа пришло немного: 5 сельских депутатов и 6 районных, проживающих в Смоленском. Инициатива встречи принадлежала главе администрации района Людмиле Моисеевой. По ее словам, она планировала поговорить с депутатами о проблемах районного центра тет-а-тет: без посторонних глаз и уш. Но поскольку объявление об этом конфиденциальном мероприятии опубликовали в газете, на беседу пришли глава Смоленской сельской администрации Борис Жарков и пресса.
Вопросов обозначили много. Чтобы их решить, самым правильным, наверное, было бы не депутатов собирать, а просто встретиться двум главам (Моисеевой и Жаркову) и договориться. Но, как пояснила Людмила Моисеева, она и глава Смоленской сельской администрации общего языка найти не могут. Депутаты, видимо, должны были выступить в роли третейских судей, помочь властям разрешить возникшие споры.
Хотя, если переговоры двух глав администраций, проходят или будут проходить в атмосфере, которая была на этой встрече (а по сути эта была публичная «порка» главы сельской администрации), шансов договориться мало.
Когда люди хотят найти обоюдовыгодное решение, а не положить друг друга на лопатки, они не начинают разговор с обвинений, они хотя бы стараются выслушать другую сторону. Жаркова слушали невнимательно, постоянно перебивали, с трибуны он ушел, так и не сказав всего, что планировал. Получалось, администрация района в поте лица работает, а сельская администрация все с себя сбросила , от всего отстранились, ничего не делает и ничего не хочет делать.
Эмоций много, КПД - ноль
А между тем, все, что определено законом, Смоленская сельская администрация выполняет. Просто администрация района хотела бы передать Смоленскому сельсовету часть своей работы, своих обязанностей. Смоленский сельсовет не против некоторые из них взять, но вот по условиям передачи этих полномочий сельская и районная администрации никак не могут достичь договоренностей. Поэтому во взаимоотношения двух властей очень много проблем. К сожалению, многие из них решаются через суд. Это , конечно, ненормально.
Разговор в администрации района проходил более 2-часов. Было много эмоций, в итоге он ни к чему не привел. Как сказал в конце встречи депутат РСД Алексей Герасименко: «Ни с чего начали, и закончили ничем». А темы на нем поднимались очень важные, большая часть была посвящена культуре.
Ситуация в культуре уже перезрела. Директор Смоленского сельского учреждения культуры Ирина Борзенкова назвала ее одним словом - « дурдом». А как иначе охарактеризовать то, что новый Дом культуры в Смоленском почти мертвый? Изредка он подает признаки жизни: концерты заезжих артистов, свои концерты, но других клубных мероприятий почти не проводится.
- Приехал в Троицкий РДК, там жизнь кипит, а у нас пусто, - рассказывал с трибуны директор РДК Вячеслав Рыль.
Пусто, потому что в штате РДК всего 3 человека, даже сценарии писать некому. Корень проблемы, по мнению директора РДК, в том, что « в Смоленском две культуры: районная и сельская, поэтому идет постоянная дележка».
«Две культуры» в Смоленском образовались недавно - перед ремонтом Дома культуры. До этого он находился сначала на районном бюджете, а в 2006 году был передан Смоленскому сельсовету. Глава Смоленского сельсовета Олег Вопиловский рассказывает, что к сельским депутатам обратились из районной администрации (главой администрации тогда был Валерий Мезенцев) с предложением - передать Дом культуры в район на том основании, что проще и легче будет вестись финансирование капитального ремонта здания.
Депутаты согласились. В итоге здание районного Дома культуры отдали на районный уровень, а штат работников остался в сельской администрации. Позже районная администрация приняла директора РДК и он стал директором без штата.
Сельские культработники, конечно, надеялись, что когда отремонтируют здание, их возьмут в штат РДК. Но после открытия РДК ничего не поменялось. Единственно, удалось договориться, что сельские культработники могут работать в РДК.
Так в Смоленском и возникла аномалия с двумя учреждениями культуры. Аномалия, потому что в подавляющем большинстве сельских районов края в райцентре только один Дом культуры: в одних районах у него статус сельского, в других - районного.
Для примера, как обстоят дела у наших ближайших соседей.
В с. Солонешное с 2013 года сельский Дом культуры перешел на районный уровень. Есть РДК, а все Дома культуры в селах являются его филиалами. Директор РДК Людмила Денисова рассказывает, что все штатные единицы, как районного Дома культуры, так и сельских, находятся на районном бюджете. В РДК работают более 10 специалистов. В 2015 году среди муниципальных районов края Солонешенский РДК был признан лучшим в крае и получил грант губернатора.
В администрации Солонешенского района есть комитет по культуре. Он курирует РДК, школу искусств, районную межпоселенческую библиотеку и местный краеведческий музей. Все они на районном бюджете. На вопрос – как складываются взаимоотношения с Солонешенской сельской администрацией?- Людмила Денисова говорит, что отношения хорошие. РДК как проводил, так и проводит для села все праздники: масленицу, Новый год и другие. Денег за это не берет, сельская администрация в основном помогает призами на проведение мероприятий.
В селе Советское тоже один Дом культуры. Он сельский. В нем 12 штатных единиц, есть даже специалист по работе с детьми. В Доме культуры проходят все сельские и районные мероприятия. Директор Советского Дома культуры рассказывает, что сейчас в районе началась работа по переводу сельского ДК на районный уровень. В отделе культуры администрации Советского района подтвердили, что в районе ведется работы по централизации культуры, это требование края. С января 2017 года Дом культуры в Советском станет районным, а Дома культуры в других селах – его филиалами. Все штатные единицы работников культуры будут на районном бюджете.
В районном центре Алтайское районного ДК нет. Он сельский. Содержит здание и выплачивает зарплату работникам сельская администрация. Председатель комитета по культуре и образованию администрации Алтайского района сообщил, что на сельском бюджете находился и музей. Но администрация села Алтайское предупредила район, что у нее нет полномочий по музеям и достигнута договоренность, что с 1 июля этого года краеведческий музей перейдет на уровень района.
Другие нам не указ. Пойдем своим путем
Ветеран районной культуры, заслуженный работник культуры Раиса Кацубина убеждена, что в Смоленском должно быть не два учреждения культуры, как сейчас, а одно. Так в большинстве других районов края, так до недавнего времени было и в Смоленском. И этот один Дом культуры, считает Раиса Кацубина, должен иметь статус районного.
На встрече с депутатами тема о передаче сельских культработников на районный уровень не обсуждалась. Причина – в администрации района нет на это средств. В выступлении Натальи Булгаковой, председателя комитета по финансам, прозвучало, что в администрации района более 30 млн долгов, не рассчиталась администрация еще и за ремонт РДК. Из-за дефицита финансов администрация района не может взять на себя культуру, не может увеличить существующий на данный момент штат работников РДК.
Вопрос передачи всей культуры на уровень сельсовета тоже не обсуждался. Интуиция подсказывает, что даже если бы сельский совет сам об этом попросил, то вряд ли ему отдали здание РДК. Это во-первых. А во-вторых, если в крае идет централизация культуры, то и двигаться надо в этом направлении, а не наоборот.
Власти района предлагают свой путь существования культуры в райцентре:. на одной площадке ( в отремонтированном Доме культуры) разместить 2 культуры: районную и сельскую. Районная культура – это в основном аппарат управления, а специалисты должны быть сельскими и получать зарплату из сельского бюджета. Так де-факто в течение прошедшего года и работала культура в Смоленском.
Весь сыр-бор разгорелся из-за того, что штат работников (даже если соединить вместе сельских и районных специалистов) очень маленький.
На 8 февраля этого года в штате сельского учреждения культуры (куда входят клубы в Ленинском и Первомайском) числятся 13 штатных единиц. В эти 13 штатных единиц входят кочегары и технички. В райцентре фактически осталась одна Ирина Борзенкова, другие специалисты (речь идет о трех штатных единицах) – кто в декретном отпуске, кто уволился. Администрация района предложила сельской администрации принять этих недостающих работников. Трудиться они будут в РДК, зарплату получать в сельсовете и вместе с имеющимися на данный момент работниками будут поднимать сельскую и районную культуру. Вот и все. Эту проблему два главы (сельский и районный ) могли бы решить в ходе обычной рабочей встречи. Как не крути, а договариваться надо, это залог успеха любого дела. Но договориться удается тогда, когда каждый действует в рамках существующего правового поля и учитывает интересы другого.
Разговор с депутатами проходил в среду, в оставшиеся 2 рабочих дня прошедшей недели Жарков и Моисеева не встречались и проблему культуры не обсуждали.
|