Если ехать В Бийск из Смоленского через понтонный мост, то Бийский рыбозавод почти рядом. Переезжаешь понтон, поднимаешься на горку и справа - производственные корпуса завода. Складских помещений много. Есть ли в них рыба? Как повлияли экономические санкции на завод? На эти и другие вопросы согласился ответить председатель совета директоров ОАО «Бийский рыбозавод», он же руководитель «Союза рыбопромышленников Алтайского края» Алексей ФОКИН.
- Сырье на наш завод поступало в больших количествах. Сегодня поставки существенно сократились, а цена выросла. И то, что рыбы будет все меньше и меньше – это факт.
Доля импорта на нашем заводе – 76%. Она должна заместиться российским продуктом, но его, к сожалению, пока нет. А учитывая, что господдержка в этом секторе экономике значительно слаба, то мне с трудом верится, что ситуация улучшится.
Те позиции, которые сейчас покупаются за доллар, в цене растут каждый божий день. То, что вчера стоило 100 рублей, через день уже 110 рублей… Бывает даже такое, что поставщики просят нас часть сырья, которое мы не израсходовали, отдать другому предприятию, которое купить сырье по текущей цене не в состоянии. Иногда мы идем на уступки, иногда нет.
Если сравнивать себестоимость рыбы и мяса, то рыба сейчас будет значительно дороже.
Торговые сети тоже волнуются – не скажутся ли санкции на уменьшении количества рыбы. Пока мы свои обязательства выполняем, но предупреждаем, что возможно ситуация изменится.
-Вам теперь легче зайти в торговые сети?
- В плане того, что торговые сети с распростертыми объятиями нас будут звать - таких изменений нет. Если бы у нас было на 100% импортозамещение, если бы в Алтайском крае были деньги на программу развития рыбной отрасли, которую мы в 2012 году разработали Союзом рыбопромышленников края, тогда этот сектор экономики успешно бы развивался, тогда мы могли бы предложить свою рыбу – речную, озерную и в больших количествах. Но к сожалению, на развитие рыбной деятельности в Алтайском крае денег нет. И мы торговым сетям ничего нового предложить не можем.
- Изменился ли ассортимент вашей продукции?
- Ассортимент меняется в плане сокращения проблемных позиций, которые сейчас сложно достать, и ввода альтернативных вариантов.
Предприятие живет сейчас в немного напряженной атмосфере. Рынок трясет, и нас трясет вместе с ним. Мы вынуждены были применить механизм по снижению издержек производства, по снижению затрат. Немного «поджались», зная, что ситуация в корне может измениться. А так предприятие стабильно работает.
- А что с программой развития рыбной отрасли в крае?
- Повторюсь, программа нашла полную поддержку, одобрена губернатором, но на нее нужен бюджет, которого в крае нет. Но если денег нет в субъекте Федерации, можно обратиться к руководству этажом выше. В последнее время я часто бываю в Москве, Санкт-Петербурге и веду переговоры в Росрыболовстве, Минсельхозе. Пока мы заручились поддержкой, что на 2015 год деньги должны заложить. Точную сумму не знаю.
У наших ближайших соседей в Новосибирской области более половины промысловых участков уже поделены и люди на местах уже работают. У нас, к сожалению, такого пока нет.
- А есть уверенность, что отрасль в крае все-таки будет развиваться?
- Это неизбежно. Линия правительства и президента совпадают в том, что этот вид отрасли надо развивать, как и любые другие. Особенно большое внимание этой отрасли было уделено в последнее время, когда поняли, что кроме иных продуктов, связанных с импортозамещением, есть еще и рыба, которая повлияет на рынок и стоимость продукта.
Всю информацию о состоянии рыбной отрасли мы отправили в правительство России. Какие средства под эту программу будут выделены, от нас не зависит. Средства просим в основном на рыборазведение. У нас в крае очень хороший научный потенциал, мы смогли бы на имеющихся водоемах поднять отрасль и дать возможность людям, которые сейчас сидят с удочками на водоемах, перейти на другой уровень- стать индивидуальными предпринимателями, начать заниматься рыборазведением. |