В прошедшую пятницу в Смоленском состоялась сессия Смоленского районного Собрания депутатов, в повестку которой был включен вопрос о референдуме против чужого мусора. С инициативой проведения такого референдума выступила инициативная группа, созданная в райцентре.
Мусорная тема для райцентра действительно одна из самых волнующих. С перспективой превратить Смоленское в место, куда будут свозить мусор со всей округи -_ Белокурихи, Петропавловского, Советского, Алтайского, Быстроистокского, Солонешенского районов, - жители Смоленского изначально не были согласны. В мае 2019 года другая инициативная группа, которую на тот момент возглавлял лидер местной КПРФ Олег Вопиловский , отправляла обращение к губернатору края Виктору Томенко с просьбой остановить ввоз чужого мусора. Под Обращением только за один день подписались 723 человека. Группа была настроена решительно, грозила перекрыть путь мусоровозам из других районов, но до этого не дошло. Всех успокоили тем, что возить мусор на смоленский полигон будут только из Белокурихи.
И вот новая инициативная группа, которая решила остановить ввоз чужого мусора путем референдума. Вопрос на сессии рассматривали первым. Докладывал Петр Шестаков, руководитель аппарата районного Собрания депутатов.
Суть его выступления – референдум не тот путь, по которому нужно идти в решении данной проблемы. Он ничего не сможет изменить, потому что полностью противоречит действующему законодательству. Петр Шестаков подчеркнул, что на референдуме могут рассматриваться только вопросы местного значения. Если говорить о мусоре, то роль муниципалитета ограничивается лишь созданием и размещением бетонированных площадок в селах района и установкой контейнеров на них. Порядок эксплуатации полигонов, а также изменение территориальной схемы обращения с отходами, утвержденными органами власти Алтайского края, не относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
-Предложенный инициативной группой вопрос референдума направлен на изменение норм законодательства Алтайского края, а именно на изменение территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной приказом Минприроды Алтайского края от 20 сентября 2021 года №1193. Если мы соглашаемся и проводим такой референдум, он направлен на изменение нормативного акта, что запрещено федеральным законом и кодексом о выборах Алтайского края, - отметил он.
Ну а поскольку местным референдумом нельзя изменить краевой нормативный акт, то его проведение не повлечет за собой никаких последствий, кроме того, что будут потрачены 2 миллиона рублей.
- Пока существует действующая схема и в нее не внесены изменения Минприроды Алтайского края, мусор сюда будут возить. Ни районное Собрание депутатов, ни глава района не наделены какими-либо полномочиями по урегулированию данного вопроса.
Инициативная группа, я нисколько не сомневаюсь в вашей компетентности, но вы пошли немножко, может сильно, не по тому пути. Не референдумами этот вопрос решается. Вы помните все события по Российской Федерации после этой мусорной реформы, нигде не проводили референдум. Если мы считаем, что мы с вами умнее всех и можем запретить действие какого-либо закона, краевого или федерального, на территории отдельно взятого Смоленского района, мы ошибаемся. Это невозможно сделать. Если бы это было сделать возможно, референдумы бы прошли по всей Российской Федерации. Проект решения на руках у депутатов имеется . Депутатам предложено признать вопрос « Согласны ли вы установить запрет на размещение твердых коммунальных отходов….» не соответствующим требованиям ст. 203 Кодекса Алтайского края «О выборах и референдумах» и ст.12 ФЗ от 12 .06. 2002 г.№ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан РФ» .
Для депутатов доводы докладчика не были неожиданностью. Вопрос обсуждался на комиссии. Единственный вопрос обращались ли члены инициативной группы до сессии в администрацию района, в РСД?
Отвечая на него, Петр Шестаков ответил:
- Никто из инициативной группы к нам не обращался. Никто не приходил. Не просил собрать депутатов.
Если бы речь шла только о 10 членах группы, можно было бы руководствоваться правилом: не стоит давать советов тем, кто их не просит. Но инициативную группу поддержало более 2-х тысяч человек! Если инициативная группа не просила о встрече, то пригласить членов группы для разговора, наверное, должны были представители районной власти. Не посчитали нужным.
Председатель районной инициативной группы Ольга Ларина напомнила присутствующим, что инициативная группа создалась не просто так. В ноябре прошлого года загорелась свалка, многие люди стали задыхаться:
- Поверьте, цель нашей группы – не конфликтовать с администрацией, депутатами, а решить проблему с мусором. Согласна, надо работать совместно, но почему-то нет у нас точек соприкосновения. Не правда, что мы не обращались. С декабря Обращения были написаны на все уровни власти. Президенту отправили Обращение со всеми подписями, 2112 человек подписались. И на краевой уровень, и сюда писали, и депутату Уколову, чтобы рассмотреть внимательно. Но пока на сегодняшний день, уже скоро март, не получили ни одного ответа, кроме Глазковой А.Е. Она приезжала.
Вы ведь тоже в курсе этой проблемы. Не верю, что люди к вам не обращались, пускай не письменно.
Мы не требуем вообще запретить возить мусор на смоленскую свалку. Со Смоленского района мусор будет завозиться. Что касается других районов, то пусть они тоже официально оформляют свои свалки. Или год мусор возится к нам. Год – в Петропавловский район, Год – в Быстрый Исток. Я не знаю, как… Вы же депутаты, вы – власть, представители этой власти. Не сидите молча. Решайте. Подавайте инициативу в край, федерацию… Проблема сама не устранится, не рассосется. Нас завалит мусором. Мы задохнется от гари. И потом, по расценкам. Почему у нас 61 рубль с человека и во всех других районах такая же цена? Мы какую-то выгоду имеем от того, что у нас в районе складируется этот мусор?- говорила Ольга Ларина, обращаясь к депутатам.
От инициативной группы также выступил Олег Попов, который попытался оспорить факт, что вопрос референдума не относится к вопросам местного значения.
От депутатов выступил Сергей Житников, который подчеркнул, что как житель он согласен с инициативной группой, но как юрист проголосовать за проведение референдума не может.
- Изменить территориальную схему вывоза ТКО мы не можем – это полномочия края. Но мы с вами можем обращаться в государственные органы и просить поток мусора из других районов направить на Бийский полигон. Из выступления инициативной группы я не услышал- если мы проведем референдум, примем по нему решение, как мы его реализуем? Мы с этим решением пойдем в Минприроды и будем просить внести изменения в территориальную схему? Но это мы можем сделать и без проведения референдума. У нас есть 2 тысячи подписей и с этими подписями мы также можем ехать в Минприроды вместе с главой района, председателем районного Собрания депутатов.
Референдум – это путь, который может привести в тупик. Как потом из него выходить? Начинать решение проблемы нужно с Регионального оператора, требовать, чтобы он содержал полигон как положено и параллельно решать вопрос о перераспределении потоков ТКО на Бийский полигон, - сказал Сергей Житников.
Глава района Людмила Моисеева отметила, что Региональный оператор идет на контакт. Напомнила о прошедшей в администрации района встрече с руководством Минприроды. Сказала, что есть соответствующее ходатайство от администрации района и что к июню этого года в Бийске заработает 1 этап мусорного завода и к этому времени будет изменена территориальная схема распределения ТКО, что Региональный оператор заинтересован в том, чтобы поток мусора из Белокурихи и Алтайского района направить на Бийский полигон.
Затем состоялось голосование. Все депутаты проголосовали за предложенный проект решения, то есть выступили против проведения референдума.
Председатель инициативной группы Ольга Ларина в группе «Проблемы села Смоленского» сообщила, что члены инициативной группы не будут оспаривать это решение. Если администрация района до июня решит эту проблему, это всех устроит |