Еще совсем недавно залить 20 литров в бак можно было меньше чем за 900 рублей. Сегодня уже в тысячу не уложится. Литр бензина дорожает чуть ли не каждый день. . Сегодня на Смоленской заправке литр 92-го стоит уже 50руб. 50 коп. Машина становится дорогим удовольствием.
Почему растут цены на бензин и когда они остановятся? Информагентство tolknews вот что пишет по этому поводу.
«На ситуации сказался комплекс причин, но основная из них – сокращение демпфера нефтяным компаниям.
Демпфер – это выплаты компаниям из бюджета в случае, когда экспортные цены на топливо выше внутренних. То есть своего рода компенсация разницы. Демпфер позволяет поддерживать внутренний рынок в условиях, когда нефтяникам выгоднее продавать за рубеж.
В 2022 году НПЗ получили рекордные выплаты по демпферу – 2,2 трлн рублей, что в 3,2 раза больше, чем за год до этого, писал РБК.
Однако еще в конце апреля в Минфине РФ заявили о предложении снизить выплаты вдвое с июля 2023-го по июль 2024-го, что позволит экономить бюджету до 30 млрд рублей ежемесячно. По данным Российского топливного союза, двукратное сокращение по демпферу может произойти уже с 1 сентября.
В мае 2023 года нефтяным компаниям выплатили 103,5 млрд, это понижающая динамика.
"Похоже, ведомство надеялось на санкции, на то, что рынок для экспорта бензина будет сужен. Но, судя по росту цен, надежды не оправдались", – заявил РБК Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем.
Действительно, по информации Российского топливного союза, наблюдается рост экспорта бензина с начала года на 41,5% к такому же периоду 2022 года. "По июлю текущего года отмечен рост экспорта на 45,5 тысяч тонн, или на 55,3% по отношению к июлю прошлого года", – говорится в недавнем письме союза премьер-министру Михаилу Мишустину.
Более того, участники рынка говорят, что есть и серые схемы вывоза бензина за границу – того, что был отправлен на внутренний рынок и за который НПЗ получили выплаты по демпферу.
Ослабление рубля только усилило привлекательность экспорта.
При этом внутреннее потребление топлива, напротив, возросло. Сказались пик туристического сезона и популярность отдыха внутри страны, а также переориентация многих предприятий и отраслей на восточные рынки.
В результате совокупность всех факторов привела к тому, констатируют в топливном союзе, что сложился дисбаланс: предложение бензина снизилось – падение объема биржевых продаж сократилось примерно на 12%, а спрос вырос. Возник дефицит.
"Тут еще важно понимать, что, например, дизтопливо в стране производится с большим профицитом, а по бензинам он составляет 5-7%. Остановка любого НПЗ на ремонт или рост экспортных продаж сразу сказываются на наличии товара на внутреннем рынке и оптовых ценах", – объясняет Юрий Матвейко.
Для сибирских регионов ситуацию усугубляет зависимость от поставок фактически двух основных НПЗ – Омского и Ачинского.
"Если какой-то из них встает на ремонт, это сильно бьет по рынку СФО. А стоимость доставки топлива в край растет год от года. Если раньше ж/д тариф был 70 копеек на литр, потом рубль, то сейчас – уже около 4 рублей. А если везти из европейской части, это будут все 7-8 рублей, и тогда мы из рынка выпадаем точно. У нас нет ни демпферов, ни субсидий", – объясняет глава Алтайского топливного союза.
Он утверждает, что все участники рынка еще с апреля обрисовывали все риски на уровне и правительства, и ФАС. "Это чирий такой, который может рвануть", – говорит Матвейко.
Однако пока из принятых решений есть только проект постановления от антимонопольной службы с предложением увеличить обязательный норматив продаж на бирже для бензина с 12% до 13% от общего объема производства. Требование хотят распространить на все нефтяные компании, получающие выплаты по демпферу.
Также в Минэнерго РФ сообщили, что для сдерживания роста биржевых цен могут сформировать список экспортеров нефтепродуктов для пресечения схем "серого экспорта", писал "Интерфакс".
Российский топливный союз в письме Михаилу Мишустину предлагает принять меры, которые будут определять приоритет поставок бензина на внутренний рынок, запретят экспортировать топливо перекупщикам, которые приобретенный на бирже бензин продают за границу. Также предлагается повысить норматив поставок на биржу до 15% от объема производства.
Однако главным решением может стать договоренность федеральных властей и нефтяных компаний по объемам демпфера, считают участники рынка. Но для этого, говорят они, может потребоваться вмешательство первых лиц го |