…В конце 50-х годов XVIII века из далекой Смоленской губернии прибыли на Алтай в поисках лучшей жизни отставные казаки-переселенцы. Отправляясь в Сибирь, казаки взяли с собой икону покровительницы родной Смоленской земли – Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), уповая на силу заступничества и помощи Пресвятой Богородицы в обустройстве на новом месте.
Обосноваться решили на берегу реки Поперечной. Так в 1759 году возникло село Смоленское…
Как свидетельствуют скудные архивные записи, найденные в Справочной книге по Томской епархии за 1914 год, в числе первых построек села была небольшая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери Одигитрии. По данным Алтайского государственного краеведческого музея, к концу XIX – началу XX века Смоленское уже стало большим торговым селом с населением в восемь тысяч человек.
В 1898 году в селе был заложен и вскоре построен каменный храм с тремя престолами: главным во имя Божией Матери Одигитрии и двумя придельными – во имя святого архистратига Божия Михаила и во имя святой великомученицы Екатерины. О том, насколько красив и величественен был Смоленский храм, можно судить по сохранившемуся в архиве снимку 1906 года (см. фото). По народному преданию, звон колоколов Смоленской церкви был слышен даже в окрестностях Бийска…
Но в 1922 году, когда, по словам митрополита Сурожского Антония, «сердца закрылись и умы закрылись, а жизнь пошла иным путем», храм в Смоленском постигла участь подавляющего большинства православных храмов. Настоятель храма был репрессирован, церковное имущество разграблено, а сам храм полностью разрушен большевиками-безбожниками. Церковную утварь, иконы увозили из села на подводах. Рассказывают, что верующие со слезами шли за этими подводами словно на похоронах. Скорее всего, часть этого имущества утрачена безвозвратно, но очень многое, по свидетельствам очевидцев, и в настоящее время находится в частном владении у жителей сел соседнего Быстроистокского района.
Уже нет в селе живых свидетелей тех ужасных событий, но остались их воспоминания, которые устно передаются в семьях из поколения в поколение, от стариков – к детям и внукам. Согласно народному преданию, на месте разрушенного храма вскоре забил ключик и появилась над ним радуга, в свете которой отражалась икона Богородицы… Дважды родник засыпали навозом, а он пробивался снова, и только в третий раз богоборцам удалось с ним справиться.
Но задушить духовную жизнь в селе не удалось. Супруга репрессированного настоятеля, матушка Евдокия Григорьевна Шаньшина, смогла объединить верующих односельчан. Люди собирались вместе у кого-нибудь дома и неустанно молились. Воистину правы святые отцы Церкви, утверждавшие, что лучший алтарь для Бога – душа верующего… Видно, молитвам матушки Евдокии и ее единомышленников милостью Божией дарована была особая сила, способная сохранить и передать веру православную следующим поколениям.
Не случайно, наверное, спустя 70 лет после разрушения храма в Смоленском стало возрождаться святое православие. Начало этому положила пенсионерка Анфиса Алексеевна Лапшина – баба Физа, как ласково называли ее односельчане. В 1991 году баба Физа тяжело заболела, попала в больницу, откуда вскоре ее выписали «умирать дома», посчитав, что надежд на спасение уже нет… Поскольку Анфиса Алексеевна родилась и выросла в семье глубоко верующих казаков и сама была человеком истинной веры, отведенные ей последние дни жизни решила посвятить богоугодному делу: стала хлопотать о разрешении на строительство храма в райцентре. Преодолевая недуг, с трудом передвигаясь по селу, баба Физа начала собирать подписи односельчан под многочисленными ходатайствами в различные инстанции о строительстве церкви. Многие смоленцы поддержали инициативу старушки – люди давно нуждались в нравственном и духовном исцелении, искренне желали вновь обрести веру, надежду на лучшее, стремились жить в любви… Стараниями этих людей, которых смогла объединить вокруг себя Анфиса Алексеевна Лапшина, в том же 1991 году было получено разрешение светских властей на строительство храма в Смоленском и благословение на начало работ Преосвященнейшего Тихона, епископа Новосибирского и Барнаульского.
Как только разрешение на строительство храма было получено, Анфиса Алексеевна взяла на себя обязанности и по сбору пожертвований на будущую церковь. К тому времени всем, а тем более сельским жителям, было тяжело в материальном плане, но тем не менее люди жертвовали на храм – сколько могли…
Понимая, что им все же не собрать требуемую сумму, смоленцы обратились с просьбой о материальной помощи к архимандриту Ермогену, благочинному церквей Бийского округа, настоятелю Успенского собора города Бийска. Благодаря поддержке и участию прихожан Успенского собора, благотворителей города вскоре в Смоленском начались строительные работы на месте будущего храма. Заложили фундамент, построили подвальное помещение, где уже в 1992 году и состоялось первое богослужение – на Рождество Христово. Назначенный настоятелем строящегося храма иерей Николай Борщев милостью Божией возродил прерванную некогда большевиками Божественную литургию. Можно только предположить, что чувствовала Анфиса Алексеевна Лапшина, когда пришла на эту первую литургию в храм, вымоленный ею у Господа для всех нас. Господь воздал должное бабе Физе, продлив ее жизнь еще на 12 лет – она умерла в прошлом году, по-христиански простившись со всеми…
Трудно передать словами радость первых прихожан в те дни, когда они снова смогли приложиться к родным иконам в своей церкви. Ведь иконы помогают почувствовать присутствие Божие, а люди, пришедшие в церковь, искренне хотели этого. «Щедрый и многомилостивый Боже, во славу Твою и спасения нашего ради…» - звучала благодарная молитва из уст первых прихожан.
В 1994 году, когда помещение церкви еще не было полностью обустроено, приход служил первую Пасху. В том же году по благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия церкви была подарена храмовая икона: список с чудотворной иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии, который владыка Сергий специально заказал для нашего прихода. А уже через год епископ Барнаульский и Алтайский Антоний освятил престол в честь Смоленской иконы Божией Матери – и село вновь обрело свою небесную покровительницу!..
Милостью Божией стали возвращаться в храм святыни, находившиеся когда-то в старой церкви. Так, два года назад из соседнего села приехала женщина и передала напрестольный серебряный крест, который всю жизнь тайно хранила у себя ее бабушка. Остается только догадываться, как и почему церковный крест оказался у верующей… Только перед смертью старушка отдала крест своей внучке и наказала обязательно отвезти его в «родную» Смоленскую церковь и ни в коем случае не брать за это никаких денег.
А недавно в храме появилась старинная рождественская икона, которая, по словам прихожан, когда-то тоже находилась в старой церкви. Теперь же икона заняла достойное место в новом храме…
В нашей церкви сегодня нет дорогого убранства – иконостас, к примеру, выполнен из деревоплиты. Но прихожане любят свой храм, заботливо обустраивают его, стараясь сделать по-домашнему теплым и уютным. На территории вокруг храма посадили деревья, разбили цветники. Благодаря неустанному попечению о храме церковного причта у нас появилась православная библиотека, которой охотно пользуются не только взрослые прихожане, но и дети.
С 1999 года в нашем приходе возродились крестные ходы к «иордани» в праздник Крещения Господня. Заранее на реке вырубаем купель в виде креста, где после совершения чина освящения все верующие могут набрать святой воды. Многие изъявляют желание искупаться в «иордани» - и еще не было случая, чтобы кто-нибудь после этого заболел.
Ежегодно 10 августа наш приход отмечает свой престольный праздник чествования Смоленской иконы Божией Матери. В 2003 году в этот день к нам приезжал владыка Максим. Каждое архиерейское служение отличается особой торжественностью и надолго остается в сердцах верующих.
Верующие смоленцы пережили лихолетье. Господь даровал нам храм, где сегодня всем миром мы можем преклонить колени в молитве перед главной святыней нашей – иконой Смоленской Божией Матери Одигитрией, освящающей души и пробуждающей сердца…
Священник Константин ЗЮЗИН,
настоятель Смоленской церкви
("Алтайская миссия", №3,2004г.)
|