- Сейчас много говорят, что можно не предоставлять некоторые документы, органы власти сами друг у друга их запрашивают. А могут ли органы власти как представители сами обращаться за регистрацией за граждан?
- В настоящее время есть нормативная основа для обращения органов власти
за регистрацией прав граждан на отдельные объекты недвижимости.
Так, Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (в редакции Федерального закона от 28.02.2012 № 8-ФЗ) предусмотрена возможность обращения исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в Управление Росреестра по Алтайскому краю в качестве уполномоченных лиц граждан с заявлениями о государственной регистрации их прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства, а также получения свидетельств о государственной регистрации прав и (или) иных документов и передачи их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая регистрация.
Однако предоставленное законом правомочие практически не реализуется, недавно проведенный Управлением мониторинг выявил единичные случаи обращения органов местного самоуправления за регистрацией прав в интересах граждан в 4 муниципальных районах Алтайского края - в Хабарском, Ельцовском, Чарышском и Шипуновском районах.
К слову, в последнее время нотариусы чаще стали обращаться за совершением нотариального действия по подаче от имени граждан заявления о государственной регистрации прав. Ими же активно запрашиваются сведения ЕГРП в рамках ведения наследственных дел.
- От соседей услышала, что у них и у их знакомых поменялся кадастровый номер квартиры. Это массовое явление или оно касается определенных объектов? Чтобы узнать, изменился ли номер моей квартиры, нужно ли приходить в офис Росреестра? Что делать с документами, в которых указаны старые номера, нужно ли менять свидетельство?
- Изменение кадастровых номеров осуществляется массово в рамках проводимой Управлением совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю работы по сопоставлению и повышению качества данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости, предусмотренной соответствующим распоряжением Росреестра.
Информация об изменении кадастровых номеров размещена на портале Управления в разделе «Изменение кадастровых номеров ОКС», нужно просто в поисковую строку ввести старый номер своего объекта, и тогда Вам станет известен новый кадастровый номер и дата его изменения.
Для получения письменного уведомления о внесении изменений в ЕГРП в части указания кадастрового номера объекта можно обратиться лично или в письменной форме в территориальный отдел Управления по месту нахождения объекта недвижимости.
Все ранее выданные свидетельства о государственной регистрации права сохраняют юридическую силу, кадастровый номер – это «описательная» характеристика объекта, его изменение никаким образом не влияет на существование Вашего зарегистрированного права. При желании Вы, конечно, можете получить новое свидетельство, где будет указан изменившийся кадастровый номер квартиры, но за это придется заплатить государственную пошлину - для физических лиц в размере 200 рублей.
- Как оформить в собственность участок земли, прилегающий к многоквартирному дому, если он принадлежит муниципалитету?
По жилищному законодательству формирование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Процедура оформления документов, необходимых для предоставления в собственность прилегающего к многоквартирному дому земельного участка, зависит от вида разрешенного использования земельного участка и субъекта, который обращается за соответствующим правом. За предоставлением земельных участков, находящихся в собственности муниципалитета, необходимо обратиться в районную администрацию.
- Можно ли зарегистрировать по "дачной амнистии"жилой дом: 2 этажа, чердак и подвал, построенный для себя на земельном участке, предназначенном для строительства дома. Земельный участок принадлежит на праве собственности.
Основными критериями отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства является его предназначение для проживания одной семьи и этажность – не более трех этажей.
В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, будет устанавливаться соответствие возведенного жилого дома объекту индивидуального жилищного строительства, а также возможность регистрации прав на такой объект в так называемом "упрощенном порядке". Кроме того, необходимо учитывать, что "упрощенный порядок" действует до 1 марта 2015 года.
- Куда лучше обратиться для подачи документов на государственную регистрацию права - к специалистам Кадастровой палаты или в офисы МФЦ. Какой юридический статус имеет МФЦ и несет ли он какую-нибудь ответственность и обязанность?
Проводимая в настоящее время государственная политика отчетливо свидетельствует о том, что за МФЦ будущее сферы оказания публичных услуг. В ближайшей перспективе именно в МФЦ, подойдя к любому окну, можно будет получить весь комплекс публичных услуг, избежав хождения по кабинетам различных органов государственной и муниципальной власти, нередко находящихся в разных концах города, а в сельской местности – даже в разных муниципальных районах.
Идея создания разветвленной сети МФЦ в регионах заложена в 210-м федеральном законе (Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг») и получила свое дальнейшее развитие в программных документах федеральных органов исполнительной власти, оказывающих государственные услуги, и Росреестр в этом вопросе не исключение.
Так, утвержденный во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предполагает оказание услуг Росреестра преимущественно через многофункциональные центры. К 2015 году доля государственных услуг, предоставляемых в МФЦ, должна составить 70%, а к 2018 году – 90% от общего количества предоставляемых Росреестром услуг.
Если говорить о юридическом статусе МФЦ, созданного в Алтайском крае, то это краевое автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края», учредителем которого является Главалтайсоцзащита. КАУ «МФЦ Алтайского края» предоставляет услуги не только муниципального и краевого уровня, но и услуги федеральных органов, в том числе Росреестра.
Поэтому за получением публичных услуг лучше обращаться в МФЦ – организацию, специально созданную для этих целей. Так, к примеру, гражданин, подав документы на регистрацию прав, может сразу же, не выходя из здания МФЦ, получить консультацию по вопросам налогообложения недвижимости, что, согласитесь, очень удобно. Кроме того, важным преимуществом обращения в МФЦ является предоставленное законом многофункциональному центру право в интересах заявителя запросить в других ведомствах недостающие документы, необходимые для услуги, о которой ходатайствует заявитель, и затем передать в орган власти, предоставляющий такую услугу, полный пакет документов.
Кадастровая Палата в настоящее время также ведет прием документов для получения услуг Росреестра, но, как следует из принимаемых в настоящее время на федеральном уровне нормативно-правовых актов, все идет к тому, что ведомства будут заниматься своей профильной деятельностью – рассматривать поступивший пакет документов и принимать решение о наличии либо отсутствии оснований для предоставления государственной или муниципальной услуги, а пакет документов будет поступать через МФЦ. Кроме того, по ряду публичных услуг на федеральном уровне заложена идея, что МФЦ сам сможет их оказывать от стадии приема документов, их рассмотрения и до выдачи конечного результата предоставления услуги, в основном это касается различного рода справок и выписок, к их числу, в частности, предполагается отнести выписки из ЕГРП.
Обязанности многофункциональных центров и их ответственность установлена статьей 16 Федерального закона № 210-ФЗ. Так, МФЦ несут ответственность за полноту и своевременность передачи принятого пакета документов в орган власти, предоставляющий услугу, за соблюдение законодательства о защите персональных данных. Кроме того, взятые МФЦ на себя обязательства дополнительно урегулированы в соглашениях о взаимодействии, заключаемых каждым многофункциональным с органами власти, услуги которых предоставляются через МФЦ. На федеральном уровне утверждено типовое соглашение о взаимодействии. Управлением с КАУ «МФЦ Алтайского края» и Кадастровой Палатой такое соглашение заключено в апреле прошлого года.
- Кадастровую стоимость каких объектов в настоящее время можно оспорить в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости?
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в настоящее время вправе рассматривать заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения и результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства. При этом заявление должно быть направлено в комиссию в шестимесячный срок с даты внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Так как с даты массового внесения результатов оценки данных объектов недвижимости прошло уже более года, может быть оспорена кадастровая стоимость земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или объектов капитального строительства, кадастровая стоимость которых определена в связи с образованием объекта или изменением его количественных и (или) качественных характеристик. При этом оспаривание возможно только по одному основанию: если кадастровая стоимость оспариваемого объекта превышает рыночную стоимость.
- Как быстро проводят государственную регистрацию прав? Можно ли сократить срок регистрации за плату?
В настоящее время законодательно установленный общий срок государственной регистрации прав составляет 18 календарных дней. Программные акты Правительства Российской Федерации предусматривают сокращение срока государственной регистрации прав до 10 дней в 2015 году и до 7 дней - в 2018.
Однако, понимая актуальность вопроса и имея целью сделать услуги Росреестра наиболее доступными для населения, Управление Росреестра по Алтайскому краю решило пойти на эксперимент, в связи с чем принято решение уже сейчас проводить государственную регистрацию прав в более короткие сроки, чем предусмотрено законодательством – 10 календарных дней.
Новый порядок действует с 1 февраля 2014 года на всей территории Алтайского края, кроме городов Барнаула, Бийска и Рубцовска, а с 1 апреля 2014 года во всех случаях регистрация на территории Алтайского края производится в срок не более чем 10 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если при этом более короткие сроки уже не установлены действующим федеральным законодательством.
Для заявителей никаких дополнительных расходов указанное решение не влечет. Оплате, как и прежде, подлежит только государственная пошлина за государственную регистрацию прав, предусмотренная законодательством о налогах и сборах.
|